ПО ВОЛГЕ СО СПИВАКОВЫМ.

Часть четвертая. Саратов.

 

Музыканты Российского национального оркестра (РНО) во главе с Владимиром Спиваковым доплыли до Саратова. Теплоход “Георгий Жуков”, за время пути переименованный музыкантами в “Жорика Битлова”, отправился назад, а РНО на поезде уехал в Волгоград давать последний концерт своего Волжского турне.

Те, кто были в Саратове в начале и в середине 90-х, запомнили милый, уютный, своеобразный и прикольный город, настроенный на новизну, будь то вторая, после московского Арбата, пешеходная улица или лучший нестоличный журнал “Волга”.

Саратов в нынешнем его виде произвел неоднозначное впечатление и вполне годится для номинации самого большого разочарования. С одной стороны, непомерные амбиции считать себя “столицей Поволжья”, а местную администрацию – правительством; с другой, пыльные, неубранные улицы и подъезды, странный окрас красивых старых домов, нервическая заторможенность жителей. Все это виднее на фоне других городов.

Характерный пример, опять связанный с необходимостью воспользоваться Интернетом. Отсутствие его в почтовых отделениях, а там, где компьютеры имеются, отказ начальства дать ими пользоваться, привело меня в Областную библиотеку для детей и юношества. Там компьютеров много, фонд Сороса выделил грант на их приобретение. Есть специальный отдел библиотеке, где их берегут несколько работников. Вот только детей нет, и компьютеры не включаются. Как сказал замдиректора библиотеки, Сорос оплатил компьютеры, “но он ведь не платит за Интернет. А мы обязаны передавать справку о каждом включении в финансовое управление”. Сама возможность пользования электронной почтой была им отвергнута с негодованием. По его словам, мы были первыми, кто обратился с таким непристойным предложением. “Вы что, хотите, чтобы мы конкурировали со всеми этими Интернет-кафе?” Да уж, о том речь не идет. Отдел закрывается в шесть вечера, когда дети только из школы приходят. На наших глазах за час до закрытия отфутболили подростков, желавших взять книги. Слова о нежелании конкурировать с интернет-кафе выглядят странно, учитывая плату, которую дерут последние, превышая обычную в два с половиной раза. Может, “откатывают” библиотекарям за нежелание тех конкурировать? Шутка.

Вспомнилась мечта министра культуры поставить в каждую сельскую библиотеку по компьютеру. Можно представить, что с ними будут делать, если в областной библиотеке они стоят, как иконы в красном углу. И это не шутка. Безнадега провинциальной паутины висит над Саратовом, ощущаясь слишком во многом. От вопроса экскурсовода, знаем ли мы, кто такой Гагарин, памятник которому стоит на набережной, и ядовитого окраса домов там же, до треснувшего водопровода, лишившего полгорода холодной воды, и попыток проводников в поезде выдать пассажирам использованное белье. Все это странно на фоне общероссийского прогрессизма местного губернатора. Может, правда, весь пар уходит в свисток?

Только музыка приходит по расписанию. И концерт РНО в театре оперы и балета, вместившем раза в полтора больше людей, чем обычно, переносит в мир, где не страшно. Оперная сцена позволила усадить журналистов и добрую сотню страждущих прямо за оркестром, и ты вдруг оказываешься лицом к дирижеру – в симфоническом пространстве. Впечатление поразительное. Оказывается, там, внутри, не страшны ни звуки мобильных, ни кашель зрителей, ничего. Спиваковская скрипка Страдивари творила чудеса с Моцартом в начале концерта и с адажио Альбинони в конце. Владимир Спиваков посвятил его памяти покойного друга, митрополита Саратовского и Волгоградского Пимена. Такой долгой паузы между затихшей скрипкой и криками “Браво” я тоже не слышал. Была еще и двенадцатая годовщина со дня убийства о. Александра Меня, о чем тоже помнил скрипач и дирижер.

Вальсу Равеля, прозвучавшему во втором отделении концерта, Владимир Спиваков придает особое значение. Иначе, наверное, не открывал бы им 17 сентября новый сезон РНО в Большом зале консерватории в Москве. Соединение нежнейшего вальса с мрачным громом духовых и ударных, стучащих из пораженного раком мозга композитора, привело к созданию загадочного произведения. Спиваков рассказал, что, изучая партитуру, нашел там цитату из Dies irae, заупокойной католической мессы, и показал ее Денису Мацуеву, давно игравшему Вальс Мориса Равеля, но не подозревавшему о ней.

Нет, это трудно передать словами. Лучше прийти 17-18 сентября в консерваторию. А потом шквал аплодисментов, толпа молодежи у дверей в артистическую уборную Спивакова. Саратов – студенческий город, на 900 тысяч жителей здесь 13 вузов, в том числе, консерватория. Студенты, висевшие на галерке, проявили недюжинную находчивость, попросив маэстро поставить автограф в их студенческие билеты и зачетные книжки. Наверное, как отметку по специальности.

А музыканты РНО уже ехали в автобусе на вокзал, чтобы на поезде успеть в Волгоград на последний концерт. Волжское турне Российского национального оркестра подходило к концу. Явление уникальное для нынешней российской музыкальной жизни и весьма перспективное для ее будущего. Развитие культурного туризма по городам России, связь с местной бизнес-элитой и администрациями, - все это в духе РНО как динамически развивающегося предприятия, не только в России, но и заграницей, где оркестр дает примерно 35 из ежегодных шестидесяти концертов.

Во время Волжского турне дирекция РНО неоднократно сетовала на то, что министерство культуры совершенно его не поддерживает. Зная федеральный бюджет, выделяемый на культуру, можно предположить, что не деньги волнуют руководителей РНО. Тех ста тысяч долларов в год, которые готов дать оркестру Минкульт, как раз хватило бы, чтобы доплыть от Нижнего до Волгограда, ни на что больше. А в обмен потребовало бы участия в работе оркестра как государственного учреждения с правом смены той же дирекции и прочего руководства. Понятно, что учредителям РНО и акционерам его фонда это не нужно. Им требуется от государства статус, который придал бы еще больший размах его свободной, в том числе, и экономической деятельности.

Владимир Спиваков многократно подчеркивает, что он всего лишь наемный дирижер и приглашенный дирекцией художественный руководитель. Во внеконцертных действиях фонда РНО он не только не принимает участия, но зачастую не совсем понимает их механизма и не приемлет отдельных решений, идущих во вред музыкальной стороне. Дирекция, которой принадлежит финансовая и организационная власть над оркестром, понимает, что любой публичный скандал сильно уронит акции всего предприятия. Дирекция РНО готова повторить подобное Волжское турне в 2004 году. Возглавит ли его, как и сегодня, Владимир Спиваков это вопрос.

В любом случае, корабль приплыл.

Игорь Шевелев

 Первая | Библиография | Светская жизнь | Книжный угол | Автопортрет в интерьере | Проза | Книги и альбомы|   Хронограф | Портреты, беседы, монологи|Путешествия |Статьи |Гостевая книга