ПО ВОЛГЕ СО СПИВАКОВЫМ
Часть третья. Тольятти. Самара.
Российский национальный оркестр во главе с Владимиром Спиваковым отыграл концерты в Тольятти и в Самаре. Причем, в Самаре – два: кроме вечернего, был сыгран благотворительный дневной концерт для детей.
Мы любим сериалы. Сериалы платят нам той же монетой. Меняется антураж, декорации, сюжеты, программы, сцены, города, публика, но основные герои – те же. Волжское турне Российского национального оркестра под управлением Владимира Спивакова - такой же сериал. Каждый день все меняется полностью, оставаясь тем же в главном, - репетиции, блестящее выступление, восторженный прием публики, цветы, овации, автобус, теплоход.
После по-восточному яркой Казани - невероятный Тольятти. Четыре района, раскинувшихся вдали друг от друга на огромной территории. Пристань, куда мы приплыли, входит в Комсомольский район - по месту дислокации строителей Волжской ГЭС в 50-е годы. С начала строительства Волжского автозавода в 70-е годы жизнь ушла отсюда. От теплохода до места выступления автобусы с музыкантами ехали час. Было от чего приуныть. Кругом бесконечные автострады и невероятное число автомашин, которыми здесь зачастую выдают зарплату.
Мне нужно было передать текст статьи по электронной почте. Я уже знал, какая это морока. Когда нас довезли до циклопического здания Дома культуры, я спросил у первого попавшегося юноши, где здесь есть Интернет. Он глянул окрест и сказал: “Вот библиотека, там есть Интернет”. Огромная библиотека, куда меня записали за два рубля, была рядовой библиотекой Автозаводского района. На третьем из пяти ее этажей, среди прочего находился и интернет-сервис. Десять новейших компьютеров, мгновенно выведших меня во всемирную сеть, соединили с утраченной цивилизацией. Все это, считай, задаром, почти по любви. Да и какие могут быть деньги, когда милая библиотекарша, ободрявшая меня, что у меня все получится, получает в месяц тысячу рублей, учитывая высшее образование. Косметический набор фирмы “Л’Ореаль” в огромном торговом доме “Русь” напротив, - туалетная вода с косметическим молочком и косметичкой в подарок, - стоит больше. За тысячу рублей можно пятьдесят минут погонять на картинге. Зато с Интернетом, ощущаешь себя в центре мира. А напротив раскинулся огромный храм Преображения Господня, освященный 19 августа нынешнего года. Видом - нечто среднее между храмом на Нерли и Христа Спасителя. Он должен был быть выше последнего на десять метров, в связи с чем патриарх Алексий II выразил пожелание строителям оставить эти десять метров у себя в уме. Но и так получилось впечатляюще.
К Волжскому турне РНО все на свете имеет отношение. Старинную икону для нового храма подарил Владимир Спиваков, купивший ее на распродаже музея в Страсбурге И программу концерта он продумал тщательно. Кроме программных Шопена с Чайковским, - на бис прозвучала Неаполитанская песня (на память о фиатовском прошлом?) и американский марш “Звезды и полосы” (в надежде на альянс с “Дженерал моторс”, который не даст сгинуть АВТОВАЗу, а с ним и месту сему, от него зависящему). До огромного Тольятти с семисоттысячным населением тут был небольшой Ставрополь на Волге с населением в 70 тысяч человек.
Чем дальше плывет корабль, тем более выходят на первый план чисто музыкальные моменты, оттесняя, скажем, политические. Ну кому важно, что Генпрокуратура возбудила на днях уголовное дело по факту налогового взаимозачета в 1997 году между ВАЗом и администрацией Самарской области. Зачем гадать, против кого сие направлено, - против Березовского или губернатора Титова? Ведь ни того, ни другого на концертах РНО не было.
В Самаре в первом отделении солировал сам Спиваков, играя второй концерт Моцарта для скрипки с оркестром. Солировать, дирижируя, это и само по себе трудно. Дирижировать сразу же симфоническим оркестром, - это сродни трем концертам. Может, преодоление дополнительных сложностей придало программе особый блеск, благодарно встреченный филармонической публикой города. Сам Спиваков не скрывает секрета, как стать выдающимся музыкантом. Первое – талант, второе – высокий образец для подражания, и третье –препятствие, которое должен преодолеть человек. Те, у кого все в жизни гладко, считает маэстро, шансов не имеют. Недаром у самого Спивакова в качестве настольной книги лежит средневековый трактат “О пользе безвыходных ситуаций”.
Российский национальный оркестр дал в Самаре два концерта. На второй, дневной, для детей и родителей, билеты распространялись бесплатно. На пресс-конференции Спивакову задали вопрос, нужно ли детям выступление музыкантов такого уровня, который они вряд ли смогут его оценить. В ответ он рассказал, как в Японии играл на подобном концерте с одним из выдающихся японских дирижеров. Привели полторы тысячи японских детей в одинаковых курточках. Кто-то слушал, кто-то считал плафоны, кто-то спал. Спиваков спросил дирижера, а нужно ли все это. Некоторые ведь спят. Дирижер ответил, что если хотя бы у двух-трех детей из зала возникнет поразившая их эмоция по поводу услышанного, японская нация станет богаче.
Сюда хорошо добавить, что талантливые дети из фонда Спивакова сами проводят концерты для своих сверстников в больницах, в тюрьмах. С одной стороны, мальчики и девочки в очочках, с другой, с детства обреченные быть “отбросами общества”. Сколько раз после этих концертов, говорит он, к ним подходили эти “отпетые” со слезами на глазах, говоря, что хотят домой, хотят учиться, что жуткую ошибку надо исправить.
Перед отъездом из Самары мы зашли в огромный историко-культурный краеведческий музей им. Алабина (недавно - Ленина). Теперь вместо вождя здесь замечательные экспонаты: от скелета носорога до нумазматической коллекции и этнографической выставки, посвященной четырем временам человеческой жизни от рождения до смерти, включающей костюмы и обычаи чувашей, русских, татар, мордвы. Тут же удобные кресла и видеоаппаратура для лекций, которые зачастую проводят для родителей 5-6-летние дети. Тут же выставка о развитии человеческого жилья – для слепых и слабовидящих: все модели можно потрогать руками, а затем собрать что-то самим.
Мы кажется начинаем понимать, что жизнь нуждается в постоянных усилиях для своего продолжения. И для этого не надо гнобить ближнего за то, что он хуже или лучше тебя. На той же пресс-конференции Спивакова спросили, как ему удается совмещать в оркестре амбиции выдающихся солистов. “Оркестр это, на самом деле, взаимопроникновение людей и их умение скрывать недостатки друг друга”, - ответил Владимир Теодорович.
Совсем как в жизни.
Игорь Шевелев
Первая
| Библиография | Светская
жизнь | Книжный угол | Автопортрет
в интерьере | Проза | Книги
и альбомы| Хронограф
| Портреты, беседы, монологи|Путешествия
|Статьи |